С внедрением онлайн-образования нельзя медлить.

О трансформации национальных образовательных систем в связи с развитием электронного обучения шла речь на круглом столе, прошедшем на минувшей неделе в Госдуме. Свое мнение высказали депутаты, представители федеральной и региональной власти, высшей школы, а также зарубежные гости — члены Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE).

http://sunny7.ua/upload/photos/v_chem_polza_onlayn_obucheniya_articles_main_big_old.jpg

Интерес к электронному образованию нарастает. Школьники, студенты, окунувшиеся в Интернет в поисках информации, уже ни у кого не вызывают удивления. Но как уберечь их от образовательного ширпотреба и как дать новые знания тем, кто давно окончил вуз, но, не овладев новыми технологиями, может потерять работу?
Шаг вперед в признании онлайн-обучения сделан в новом законе “Об образовании”, который создал условия для такого рода деятельности. На его основе подготовлены нормативные акты, которые позволяют использовать в процессе обучения цифровой библиотечный фонд, применять электронные образовательные ресурсы, электронные версии учебников, различные документы. При Комитете ГД по образованию создан Экспертный совет по информационным технологиям в сфере образования, который прокладывает путь дистанционному обучению на законодательном  уровне. Были проведены исследования для выявления самых лучших практик, специальных программных продуктов для обу-чения на дому детей-инвалидов. Но российский рынок электронного образования невелик по сравнению с международным, констатировал председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов.

Онлайн-обучение вызывает настороженность, многие сомневаются, что дистанционное обучение может дать качественное образование. Такие настроения имеют под собой почву, прежде всего в тех случаях, когда обучение бесплатное. С другой стороны, предвзятое отношение к онлайн-обучению не позволяет развиваться тем программам и вузам, которые с помощью дистанционных технологий дают полноценное образование — к ним предъявляются те же требования, что и к традиционным учебным заведениям, зачастую абсурдные — например, по площадям на одного студента.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин подвел идеологическую базу под вопрос о необходимости дистанционного образования. Известно, что разным стадиям общественного развития соответствуют различные типы образовательных систем. Доиндустриальное общество — индивидуальное обучение, индустриальное — классно-урочная аудиторная система, постиндустриальное — информационная, связанная с электронным обучением. Хотя появление новой, конечно, не означает исчезновения старой системы. Более того, считает депутат, новые технологии позволяют соединять массовое и индивидуальное образование.

Во многих странах электронное обучение признано главным направлением развития образовательной политики в технологическом плане и определяет конкурентоспособность экономик в целом и даже борьбу за человеческие ресурсы. Но программа онлайн-обучения выходит далеко за чисто технологические рамки, она связана с глубокими социальными последствиями.

Так, в нашей стране, с такой большой территорией, остро стоит проблема сохранения сельских школ. Один из путей — превратить школу в центр электронного обучения, где детям были бы доступны лекции лучших преподавателей страны, а учитель выполнял бы роль скорее воспитателя и оператора электронных систем. Таким учебным заведениям надо создавать необходимую электронную информационную образовательную среду в полном объеме, исключив всякую возможность халтуры. Вместе с тем они должны получить те же права, что и классические учебные заведения, но ихспецифика должна быть учтена при аккредитации, лицензировании и при мониторинге.

Зарубежные специалисты рассказали о том, как складывалась система открытых университетов в Индонезии, Нидерландах, Гонконге, Канаде, Новой Зеландии, Корее, Великобритании. Во многих странах система онлайн-образования интегрировалась в национальную образовательную систему, в других стала основой массового образования. Генеральный секретарь ICDE Гард Титлстад уверен, что в ближайшие 15 лет мир увидит множество новинок в высшем образовании.

— Вы говорите, что 54% — это много? (Эту цифру, характеризующую долю взрослого населения с высшим образованием, привел В.Никонов. — С.К.). А я скажу: нет, это не рекорд, надо двигаться дальше. Все в мире меняется, и вам тоже надо меняться. Потребность в знаниях растет. Если они у вас есть, вам хочется иметь их еще больше. Вам придется “переобразовывать” эти 54%, чтобы они овладели новыми навыками и не потеряли работу. Не всегда это удается сделать традиционными способами.

Вокруг темы конвергенции старого и нового образования возник спор. Некоторые полагают, что школьная парта, обычные аудитории изжили себя — “в класс заточали всех, когда был один учебник, а сейчас этих учебников — миллионы!”. Более того, представитель Агентства стратегических инициатив заявил: “Университеты умирают. Этой форме осталось жить не так долго! В конкуренцию с университетом вступит сам бизнес. Корпорации будут отбирать тех, кто может учиться самостоятельно, до того, как их заберет к себе университет. Онлайн-обучение — не просто новая ветка образования, это новый инструментарий”.

Некоторые его поддержали: “Мир живет в режиме онлайн, экономика — так же, и студенты должны быть онлайн, а классная комната устарела!” При этом российские участники сомневались, что будут смешанные системы — “нельзя же создать гибрид лошади и автомобиля”, призывали “отплыть от берега” и побыстрее внедрять цифровое обучение.
Но все-таки все сошлись на том, что, работая с большим числом студентов, нельзя допустить снижения качества обучения. Причем дистанционное образование не должно быть дороже, чем традиционное, а для этого нужна кооперация в создании совместных образовательных программ.

Дискуссию по поводу “гибели университетов” подытожил Олег Смолин:
— Король умер, да здравствует король! Университеты будут менять методы работы. Новая система, как правило, не полностью вытесняет прежнюю. Опасность для нас кроется в другом. Наше законодательство пока тормозит развитие электронного обучения, гипертрофированную функцию в системе образования получил контроль. Как говорится, полстраны работает — полстраны контролирует. Знакомый ректор говорит, что подсчитал количество бумаг в эпоху застоя и сейчас — цифра выросла в 22 раза! Так что главное — не опоздать с внедрением онлайн-образования и не “забюрократить” его.

Читайте также: